Пуп Земли или край Ойкумены? Секреты острова Пасхи

Маленький островок, затерянный в Тихом океане, где-то между Южноамериканским материком и Таити, хранит тысячи загадок и как магнитом манит всех, кто любит тайны и приключения.  «Рапануи» (пуп Земли) – так назвали его древние первооткрыватели.

Уединенная земля

Говорят, что этот принадлежащий Чили клочок суши – один из самых уединенных уголков мира. На остров, отрытый в 1772 году в день Пасхи голландцами, всегда было нелегко попасть из-за его удаленности от мировых транспортных перекрестков. Даже в самые горячие туристические сезоны остров посещает не более 20 тысяч состоятельных путешественников, и наших соотечественников среди них совсем немного. Но этим немногим удивительная земля запомниться навсегда.
Каждого прибывшего в аэропорт Матавери встречают местные жители и украшают цветочной гирляндой. Ту же, прямо у трапа самолета, смуглые юноши и девушки исполняют чувственный танец «сау-сау», словно приглашая гостей немедленно забыть об оставленных дома проблемах, расслабиться и все дни, проведенные на острове, прожить, повинуясь только своим ощущениям.
Остров совсем не похож на обычную туристическую достопримечательность. Он, видимо, обладает такой энергетикой, что легко подчиняет себе и своим ритмам любого. Взобравшись на вершины вулканов Рано-Кау или Рано-Рораку, можно часами сидеть и смотреть на темные вулканические озера в их кратерах. И если на Рона-Кау вас будут окружать пещеры Оронго и петроглифы с изображением человека-птицы, то Рано-Рораку откроет вам удивительно красивую перспективу всего острова. Одна лишь мысль, что находишься на клочке суши длинной всего 24 квадратных километра, на расстоянии почти двух тысяч километров до ближайшей обитаемой земли, может поразить кого угодно.

Моаи и кое-что еще

Необыкновенному состоянию души способствует атмосфера, царящая на острове, и  почти не изменившиеся с течением веков каменные истуканы «моаи». С этих скульптур и началась слава острова. Совершенно непонятно, как они могли появиться на затерянном в океане островке со скудной растительностью и «диким» населением. Вес каменных колоссов достигает иногда 20 тонн. Кто-то вытесал их, перевез на берег, водрузил на специальные постаменты и увенчал увесистыми головными уборами из камня. А что, если остров – осколок огромного затонувшего материка, статуи – остатки былой великой цивилизации, а местные жители – одичавшие потомки некогда могущественных народов?
С первых же шагов на рапануи-нуи понимаешь, что эти скульптуры – важный элемент островной жизни. Их насчитывается более девятисот, они обладают очень большими головами с тяжелым выступающим подбородком, длинными ушами и напрочь лишены ног.
Сразу бросается в глаза, что скульптуры моаи современного производства возвышаются рядом с домами местных жителей подобно символическим стражам, отгоняющим злых духов. Туристы тоже могут приобрести истуканов на любой вкус и различного размера: от пятнадцати сантиметров до двух-трех метров – привезти и поставить на даче у крылечка на зависть соседям!
Чем внимательнее исследовали путешественники и ученые остров, тем больше возникало загадок. Гигантские статуи, человеческие фигурки, вырезанные из дерева, наскальные рисунки – все это еще далеко не до конца изучено и понято учеными. И дощечки-кохау из темного блестящего дерева торомиро с вырезанными на них изображениями ящериц, лягушек, черепах, звезд, крылатого птицечеловека, спиралей – тоже загадка. Да еще какая!
Более 130 лет бьются ученые, пытаясь прочесть ронго-ронго – древнее иероглифическое письмо аборигенов острова пасхи. 

Загадочные труженики

Остается не совсем ясным, каким образом аборигены перемещали многотонных истуканов от места их изготовления на склонах вулкана Рано-Рораку до родовых платформ-усыпальниц. Простые расчеты показывают, что за сотни лет немногочисленное население (остров не в состоянии прокормить большое количество людей) не смогло бы вытесать, перевезти и установить даже половину имеющихся статуй.
До сих пор идут споры и о предназначении каменных скульптур: почему несколько изваяний бросили в каменоломне, зачем сами строители повалили уже установленные статуи, а на некоторые из оставшихся стоять водрузили каменные «шапки»?