VipIP.ru - Мы платим за то, что Вы смотрите

Обсидиановый Замок

Объявление

Правители Обсидианового Замка:

Izabella - администратор

DonnaVentor, Ramiro, Magnolia, BALAM, Karl Haushoffer - модераторы

Chiaro - зодчий и модератор

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обсидиановый Замок » Кабинет алхимика » Камни как амулеты и талисманы


Камни как амулеты и талисманы

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Камни как амулеты и талисманы

Использование драгоценных камней в качестве амулетов и талисманов упоминается во многих древних рукописях, и, как полагают некоторые ученые, именно из-за веры в волшебное могущество камней их чаще использовали как личные украшения. Конечно, сейчас очень сложно подтвердить или опровергнуть эту теорию, но даже в случае с самыми старыми текстами, мы должны принимать во внимание, что в них представлены отнюдь не первобытные условия. По этой причине некоторые исследователи предпочитали искать решение проблемы в обычаях и привычках так называемых нецивилизованных людей нашего времени; но мы не должны забывать о том, что условия, кажущиеся нам рудиментарными, являются, тем не менее, результатом долгого процесса развития. Даже если это развитие остановилось сотни или тысячи лет назад, оно всё же потребовало значительного периода времени, чтобы превратиться в обычаи, существование которых находят даже среди нецивилизованных рас. Действительно, многие нецивилизованные народы имеют очень сложные обряды и ритуалы, свидетельствующие о значительной работе мысли.
     Фетишизм во всех его формах зависит от неполного понимания того, что представляет собой жизнь и сознательное существование. Таким образом, воля и мысль относятся к неодушевленным объектам. Мы можем наблюдать это у животных и совсем маленьких детей, считающих живым любой движущийся предмет. В случае с камнями, возможно, их считали жилищами духов, добрых и злых, и отбирали их по естественной форме, напоминающей животное или часть тела человека. С другой стороны, ношение того, что мы называем драгоценными камнями, скорее всего обусловлено их яркими цветами, привлекающими взгляд к владельцу драгоценностей и желанием иметь какой-нибудь отличительный знак. Эта тенденция просматривается в высшем царстве зверей, и работы по этим вопросам послужили основой теории естественного отбора.
     Похоже, что в этом мы находим правдивое объяснение мотивов приобретения, хранения и ношения драгоценных камней. Так как сами по себе эти предметы неподвижны, они вряд ли внушали первобытным людям мысль о том, что они являются живыми существами; они не впечатляли своей массой, как большие камни, и вряд ли напоминали животное своей кристаллической формой. Таким образом, мы можем сказать, что древних привлекал в драгоценных камнях только цвет и блеск. Вывод о том, какой эффект они производили на первобытных людей, можно сделать, наблюдая за маленькими детьми. Ребёнок не пугается маленького, блестящего цветного предмета, который ему показывают, и с удовольствием протягивает руку, чтобы потрогать, подержать, рассмотреть яркий цветной камень. Так как предмет совершенно инертен и прост в обращении, у ребёнка нет особых оснований предполагать наличие в нем какой-то скрытой власти, способной принести вред и, таким образом, ничто не нарушает приятного ощущения, возникающего в зрительном нерве малыша от игры цвета. В этом наивном восхищении блестящими и цветными предметами ребёнок, без сомнения, является для нас примером умственного восприятия первобытного человека.
     Возможно, первые предметы личных украшений легко нанизывались или связывались друг с другом, например - раковины с отверстиями, блестящие семена, мягкие камни, в которых с помощью простейших инструментов легко проделывались дырочки; а более твёрдые камни, прежде чем их стали использовать для орнаментальных украшений, сохранялись как красивые игрушки.
     Бесспорно, когда камни стали надевать, появилась склонность соотносить те или иные события с их властью и влиянием. Таким образом, усилилась вера в их силу и, наконец, появилось убеждение, что в камнях живут могущественные духи. В этом случае, как и во многих других, первая инстинктивная человеческая оценка была самой верной, но потребовалось несколько веков просвещения, чтобы вернуть нам любовь к драгоценным камням только за их эстетическую красоту. Действительно, даже сегодня мы можем наблюдать власть слепых предрассудков в случае с опалом, который некоторые робкие люди едва осмеливаются носить, хотя три или четыре века назад этот камень считался сочетающим в себе все достоинства различных цветных и драгоценных камней, оттенки которых объединяются в его блеске.
     Подтверждением тому, что первобытные люди собирали и хранили яркие и цветные предметы просто из-за из привлекательности, служит тот факт, что некоторые птицы, например, достопримечательность Австралии - Хламудера, похожая на ворона, после обустройства своего гнезда разбрасывает по полу пеструю гальку, напоминающую мозаичный пол. У входа накапливаются груды мелких костей, раковин, перьев и камней, принесённых зачастую из далека и свидетельствующих о том, что они собирались птицею не наугад. Странно, что эту чисто зрительную привлекательность блестящих и цветных предметов, в то же время легких и удобных в обращении, упускают из вида те, кто склонен считать, что все орнаментные узоры отбирались и хранились только из-за предполагаемых талисманных качеств.
     Теория о том, что цветные и блестящие камни отбирались и хранились человеком, скорее, за их красоту, а не как талисманы, подтверждается и сообщением о том, что тюлени очень тщательно отбирают гальку, которую затем проглатывают, а наблюдатели на рыбных отмелях полагают, что камешки халцедона и змеевика (серпентина), которые они там находят, были принесены котиками.
     Популярная версия происхождения слова "амулет" от арабского hamalat, означающего "нечто подвешенное, носимое", не принимается лучшими арабскими учеными; возможно, оно имеет латинское происхождение, несмотря на то, что нельзя найти полностью удовлетворяющей этимологии. У Плиния употребление слова amuletum не всегда означает предмет, носимый человеком, хотя позже оно приобретает это значение. Старая этимология, предлагаемая Варроном (118-29 до н.э.), относит amuletum к глаголу amoliri - "устранять, удалять, уносить". Возможно, это значение не совсем согласуется с современной филологией, но имеет все же некоторое смысловое сходство, так как амулет отводит или устраняет опасность. Слово "талисман", которое не использовалось в классические времена, без сомнения, происходит от арабского tilsam, которое, в свою очередь, берёт начало от τελεσμα, значавшего у поздних греков "посвящение" или "заклинание".
     Отмечено, что в раннем каменном веке нет следов каких-либо идолов или образов; нам мало известно об искусстве этого периода. В позднем каменном веке доминирующее влияние приобрели совсем другие идеи, и большинство предметов пластического искусства имеет религиозное значение. Это, очевидно, вытекает из концепции о том, что каждый образ живого предмета поглощает часть сущности этого предмета, и эта концепция, хотя и примитивная, всё же несет в себе элемент развития. Это правило в основном применялось к амулетам, которые затем украшались, насколько это позволяло первобытное искусство, дабы быть достойным жильём добрым духам, оживляющим их и дающих силу.
     Любопытный идол из Хуаилу, Новая Каледония, есть в коллекции синьора Джильоли. Это - каменная фигурка, имеющая грубое сходство с человеческим органом. Легко понять, что этот предмет считался обителью духа и, по мнению людей более цивилизованных, чем аборигены Новой Каледонии, должен был внушать суеверное благоговение подобным племенам.
     На протяжении средних веков, вплоть до XVII столетия, в талисманные свойства драгоценных камней верили высшие и низшие, принцы и крестьяне, образованные и невежды. Однако оттенок скептицизма проявлялся и у одних, и у других, как, например, в знаменитом ответе придворного шута императора Карла V на вопрос: "Какими свойствами обладает бирюза?" "Хм, - ответил он, - ну, я думаю, если бы Вам случилось упасть с высокой башни и в тот момент у Вас на пальце был бы перстень с бирюзой, то камень бы остался цел".
     Доктрина симпатии и антипатии находит выражение и в вере в то, что сама субстанция некоторых камней подвержена изменениям в связи с состоянием здоровья и поведением владельца. В случае болезни или приближения смерти камни тускнеют, темнеют яркие цвета; измена или вероломство производят тот же эффект. Что касается бирюзы, объяснение может быть вполне прозаическим: камень подвержен определённому влиянию кожной секреции; но из-за популярного суеверия то же обнаружили и в рубине, и в бриллианте и в других камнях, на самом деле не обладающих такой чувствительностью. Подобным образом можно дать объяснение распространённой идее о существовании скрытой симпатии между камнем и хозяином. Удачно отражена эта идея Эмерсоном в строках из его "Амулета":
Дай мне амулет,
      хранящий твои мысли -
Красный или розовеющий, когда ты любишь,
      и, когда не любишь, бледный и голубой.
     Персидская легенда о происхождении бриллиантов и драгоценных камней гласит, что на Востоке на эти прекрасные предметы смотрели как на источник великого греха и печали. Утверждалось, что, когда Бог сотворил мир, он не создал таких бесполезных вещей, как золото, серебро, драгоценные камни и бриллианты; но Сатана, всегда стремившийся посеять зло среди людей, пристально следил за желаниями и страстями человеческого разума. К своему великому удовольствию он заметил, что Ева страстно любит красочные цветы, растущие в Саду Эдем, и попытался имитировать их цвета и яркость вне земли - так появились драгоценные камни и бриллианты. Впоследствии жадность и алчность, ими вызываемые, стали причиной многих несчастий и преступлений.
     Если бы люди захотели признаться в своих настоящих верованиях, век нынешний представил бы нам столько же примеров веры в амулеты, сколько и любая другая эпоха. Но ложная стыдливость мешает человечеству до конца постичь истинный смысл этих предметов. Мы, скорее всего, улыбнемся, услышав, что многие из солдат Австро-Прусской войны 1866 г. носили на себе амулеты и что великий маршал времен Крымской кампании Канробер верил в их оберегающую силу. И, конечно, русская армия во время Русско-Японской войны была широко снабжена амулетами, религиозными медальонами или иконками, наделёнными особой силой и благословением священника.
     Во всех этих случаях не сам по себе предмет, но идея, которая за ним стоит и которую он несет в себе, даёт веру его владельцу, и в этом смысле ношение талисмана уже не является подтверждением слепого суеверия. Тенденция придавать материальную, видимую форму абстрактной идее уходит так глубоко корнями в человеческую природу, что должна рассматриваться как удовлетворение человеческих нужд. В редком случае мы довольствуемся чисто интеллектуальной концепцией, она должна иметь какую-то внешнюю, ощутимую и видимую форму, чтобы производить больший эффект.
     Хотя при поверхностном рассмотрении это походить на фетишизм, но использование знаков и символов есть нечто радикально и абсолютно отличное. Зная, что символ сам по себе - ничто, мы также знаем, что он имеет реальную силу при соотнесении его с идеей, которую он олицетворяет.
     Какое сверхтонкое чувство делает некоторых женщин способными наделять свои драгоценные камни индивидуальностью, заставляет почувствовать, что эти холодные безжизненные предметы играют какую-то роль в человеческих эмоциях? Французский писатель Катюль Мендес рассказывает, что носит столько колец, сколько возможно, так как камни обижаются, когда ими пренебрегают. Он продолжает: "У меня есть рубин, который тускнеет, 2 бирюзы, которые становятся бледными, как смерть, аквамарин, который выглядит, как глаза сирен, наполненные слезами, когда я не вспоминаю о нем слишком долго. Как грустно было бы мне, если бы камни не любили покоиться на моём теле."
     В 1909 году очень красивый и любопытный предмет был найден в месторождениях опала в Австралии. Это - скелет рептилии, походящий на небольшую змею, превратившийся в опал под влиянием естественных процессов. Совершенный во всех деталях, наделённый поразительной игрой цвета, этот образец работы Природы обладает красотой, превосходящей все изделия человеческих рук. Как амулет он, конечно, своеобразен и в древние времена стоил бы невероятно дорого - фигурка змеи была излюбленным символом медицины; даже сейчас нет сомнений, что за этим странным предметом будут охотится коллекционеры, и особенно привлекателен он будет для тех, кто интересуется оккультными науками, ценит поэтическое и, быть может, мистическое значение формы, знака и символа.

Взято с: http://melfo.h1.ru/magkam02.html

0

2

Значение цвета камня

Невозможно переоценить значение цвета в определении предполагаемого влияния камней на судьбы или здоровье его владельцев. Когда мы вглядываемся в великую игру цвета прекрасного рубина или сапфира, мы полностью осознаём производимый эстетический эффект; но в ранние времена, когда научные идеи еще небыли доминирующими, складывалось много других мнений в попытках придать определенное значение блестящим камням. В силу их редкости и дороговизны предполагалось, что они обладают мистической и оккультной силой и являются жилищами духов, иногда добрых, иногда злых, но всегда наделенных властью влиять на людские судьбы в счастье и в горе. К этому добавилась инстинктивная оценка основных качеств некоторых световых лучей, которым современная наука, далекая от этих идей, кажется, уже нашла достойное объяснение. Нам хорошо известно терапевтическое влияние ультрафиолетовых лучей, но для неподготовленного сознания они казались воплощением чистоты и целомудрия, при этом некоторые догадывались и об их целебности и положительных функциях. В то же время страсть ассоциировалась с красным сияющим рубином - другая концепция, относительная достоверность которой была продемонстрирована специальным анализом, так как красные лучи излучают тепло и энергию. Но это не являлось единственным источником примитивных идей в отношении цвета; терапевтический эффект часто пытались извлечь из забавного сопоставления цвета камня и характера заболевания. Так, предполагалось, что желтые камни были особенно действенны при лечении желтухи - пример инстинктивной гомеопатии по принципу simili similibus curantur (подобное лечится подобным). Отсюда красные камни наделялись способностью контролировать кровотечения; особенно в этих случаях рекомендовался так называемый кровавик, предполагалось, что одно лишь его прикосновение способно остановить самое сильное кровотечение. Зелёный цвет считался наиболее благоприятным для зрения. Таким образом, целительная сила в этом случае приписывалась изумруду и другим зеленым камням. Впоследствии простое влияние цвета стали связывать с его символическим значением. В языческой мифологии это отражается в приписывании изумруда Венере как представительнице репродуктивной энергии природы, в то время как в христианской концепции он стал символом воскрешения, возрождения к новой, лучшей жизни. Нигде мы не найдем лучшего примера трансформации различных и диаметрально противоположных концепций о воздействии природных объектов. Чистые, бесцветные и блестящие камни, такие как бриллиант и другие белые камни, связывались, естественно, с луной, хотя бриллиант из-за своих высочайших качеств, исключительного блеска и ценности часто называли "камнем солнца". Все камни, ассоциирующиеся с луной, несли и оттенок ее загадочности. Светящая в полночный час, когда власть принадлежит злым и коварным духам, луна иногда казалась зловещей, пример тому - связывание лунатизма с влиянием лунного света; в других случаях предполагалось, что она способна изгнать злых духов и власть тьмы.
     О символическом значении цветов драгоценных камней подробно рассказывает Джачинто Джимма, собравший огромное количество материала по этому вопросу.
     Желтый цвет, носимый мужчиной, означал тайну и был присущ тайным воздыхателям; носимый женщиной - указывал на великодушие. Золотисто-желтый оттенок был, конечно, символом солнца и относился к воскресенью. Драгоценными камнями этого цвета являлись хризолит и желтый гиацинт, животным - лев, без сомнения - по ассоциации с зодиакальным знаком Льва и летним солнцем. С семилетнего возраста желтый цвет олицетворял юность. Римские матроны покрывали свои головы желтой вуалью, показывая свою надежду на потомство и счастье. Так как одежды этого цвета были знаком величия и аристократизма, золотой наряд, как знак ее превосходства, принадлежал Царице Небесной; читаем в Псалме 44,10: "Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте". Джимма относит эти слова к описанию Девы Марии в соответствии с католическими толкованиями Библии того времени.
     Белый цвет означал: для мужчин - дружбу, религию, цельность натуры; для женщин - созерцание, приветливость и чистоту, он ассоциировался с Луной, понедельником и был представлен жемчугом. Животным, имеющим отношение к белому цвету, считался, несомненно, горностай; числом - мистическая семерка. Белый олицетворял младенчество. У древних белый был цветом траура и печали, и греческие женщины облачались в белое после смерти своих мужей. Джимма утверждает, что и в его время в Риме вдовы обычно носили белое как траур по мужьям, а по всей Италии белая лента вокруг головы была знаком вдовства.
     Красные одежды на мужчинах указывали на господство, знатность, аристократизм и месть; на женщинах - означали гордость, упорство, высокомерие. Это был цвет Марса и вторника. Из камней он был представлен рубином. Сложно понять, почему из животных для него была выдрана именно рысь, но не вызывает удивления выбор этого самого живого цвета в качестве символа полного возмужания. Его число - могущественная 9, тройка, умноженная на саму себя. Древние покрывали красным полотном гробы тех, кто погиб в борьбе, как пишет Гомер, рассказывая о братьях и соратниках Гектора, накрывших урну с пеплом героев мягкой пурпурной тканью. Плутарх утверждал, что лакедемоняне одевали своих солдат в красное, чтобы посеять страх в сердцах врагов и вызвать у воюющих жажду крови. Сегодня мы можем сказать то же и об английских "красных плащах" (форма английских солдат). Итальянский уголовный кодекс, известный под названием Digesto Nuovo, имел красный переплёт, означая, что кровавая смерть ожидает воров и убийц.
     Голубой цвет в мужских одеждах означал мудрость, высокие и великодушные мысли; в женских - ревность в любви, учтивость и бессонницу. Его представляли пятница и Венера, число - 6, а также сапфир - камень, в котором этот цвет проявлялся во всей красе. Голубой был символом детства. Менее понятен выбор козы, как животного, ассоциирующегося с ним. Естественные науки, созерцание небес и небесных тел, изучение влияний звёзд - все это относилось к голубому.
     Зелёный цвет означал: для мужчин - довольство, мимолётную надежду, ухудшение дружеских отношений; для женщин - необоснованные амбиции, детское восхищение и изменения. Быстро переходящая ранняя зелень может считаться как символом надежды, так и символом возможного разочарования. С зелёным связывались Меркурий и среда - день Меркурия, магическое число 5, хитрая лиса - олицетворение коварного идола, возраст юности и типичный зелёный камень - изумруд. В древние времена зелёный цвет использовался в случае смерти в расцвете лет, и кольцо с зелёным изумрудом надевалось на палец умершего как знак угасшего света надежды. Рукоятки факелов в религиозной церемонии были отмечены зелёным. Фулвий Пеллегрини пишет, что в могиле Туллии, горячо любимой дочери Цицирона, был найден один из наикрасивейших изумрудов. Он перешёл в руки Маркезаны ди Мантова, Изабеллы Гонзаго да Эсте. В Италии могилы девушек и детей накрывались зелёными ветвями. Когда Кодекс Юстиниана был заново открыт и добавлен к другим Пандектам, он был переплетён в зелёный цвет в знак обновления прав.
     Черный цвет означал: для мужчин - серьезность, здравый смысл, постоянство и силу духа; для девушек - непостоянство и безрассудство, но для замужних женщин - постоянную любовь и упорство. Сатурн и суббота были отмечены этим цветом. Предполагалось, что число 8 - дважды четыре - имело с ним некоторое соответствие. Странно сказать, бриллиант, по преимуществу светлый камень, стал представителем этого мрачного оттенка. Возможно, в качестве компенсации из животных был выбран кабан. Так как черный является траурным цветом, стоит ли удивляться, что он был символом дряхлости и ветхости. Это был также символ зависти, злых мыслей, очерняющих душу и заставляющих страдать тело. Свод правил о порядке ведения дел, касающихся смерти, имел черный переплёт. Зловещее значение этого цвета хорошо иллюстрирует притча о безжалостном Тамерлане. При атаке одного из городов, он приказал поставить себе белую палатку в первый день осады в знак того, что жители будут помилованы, если немедленно покорятся. На 2 день была установлена красная палатка, означая: если город сдастся в плен, всех вождей ждёт смерть. На третий день была разбита черная палатка как зловещий знак: никому не будет пощады, всех жителей ждёт порабощение.
     Фиолетовый цвет для мужчин означал трезвое суждение, трудолюбие и серьёзность, для женщин - высокие мысли, религиозную любовь. Это - цвет Юпитера и четверга. Сапфир был выбран для того, чтоб (наряду с голубым) представлять и этот цвет. То, что животным этого цвета стал бык, объясняется мифологической связью с Юпитером, и, возможно, связано с мифом о Европе и быке. Фиолетовый считался цветом старости и связывался с числом 3.
     Влияние цвета на нервную систему было отмечено некоторыми из ведущих специалистов по гипнозу. Например, доктор Поль Фере открыл, что красный свет оказывает стимулирующее, а голубой и фиолетовый - успокаивающее воздействие, и предлагает тем, кто лечит пациентов с помощью гипноза, иметь две комнаты для приёма пациентов, в одной из которых шторы, обои, мебельная обивка и т.п. были бы красного оттенка, а в другой - фиолетово-голубого. Страдающих безразличием, вялостью или депрессиями следует принимать в красной комнате, а перевозбуждённых пациентов - в голубой. Более того, согласно доктору Фере, успокаивающие качества фиолетово-голубого могут быть использованы при погружении человека в гипнотическое состояние. С этой целью он рекомендовал фиолетово-голубой диск, быстро вращающийся перед глазами пациента.
     Красные камни, такие как рубины, карбункулы и гранаты, чей цвет ассоциируется с кровью, считались не только наделявшими неуязвимостью, но некоторые азиатские племена использовали их как пули, исходя из обратного принципа: кроваво-красные камни могут сделать рану более смертельной, чем обычная пуля. Такими пулями пользовались мятежники Ханза в 1892 году, во время войны с Британскими войсками на границе Кашмира, и многие из этих драгоценных снарядов были сохранены как антиквариат.

Взято с: http://melfo.h1.ru/magkam02.html

0

3

Мнение о камнях 

В своём "Рассказе о паломничествах" Эразм устами одного из героев спрашивает: "Разве не видишь ты, как Творец - Природа наслаждается, наделяя всё цветом и формой, в особенности восхищаясь драгоценными камнями". Затем он перечисляет различные образы природных предметов, отраженных в камнях. В ceraunia появляется гром и молния, в пурпуре - живой огонь, chalazia (горный хрусталь), даже брошенный в огонь сохраняет форму и прохладу градины. В изумруде отражаются глубокие и переливающиеся волны моря, carcinia имитирует форму крабов, echites -змей, hieracites - ястребов, geranites - журавлей; aehites -напоминает орла с белым хвостом, taos - павлина, chelonites - аспида; myrmecites несет в себе фигурку муравья - камни с этим именем были, вероятно, образцами янтаря, с попавшими внутрь муравьями.
     Греческие названия этих камней, перечисленные Эразмом, означают их реальное или воображаемое соответствие некоторым реальным предметам или их характеристикам. Многие из них были окаменелостями, сохранившими форму каких-то живых организмов; другие получили свои имена благодаря легендам или мифам, отражавшим их достоинства, как в случае с aetites (камнем-орлом), найденным, якобы, в орлином гнезде. Очевидно, это была кварцевая галька.
     Старейшие магические формулы, сохранившиеся до нашего времени - заклинания шумеров, основателей древнейшей цивилизации - вавилонской. В некоторых из них есть упоминания о драгоценных камнях - амулетах, как, например, в следующем отрывке:
От завистливого глаза нити из светлой пряжи,
Протянутые чистой рукой,
Привязывают справа (пациенту).
От воспаления глаза Кольцо luluti,
С сверкающими камнями,
Принесёнными с его земли,
Надеть на мизинец левой его руки.
     Любопытный вавилонский мифологический текст повествует о солнечном Нинурту, сыне Бела, который определял судьбы различных камней своим благословением или проклятием. Например, доломит получил благословение и был объявлен подходящим материалом для королевских статуй, в то время как субстанция, именуемая elu-камень, была проклята, объявлена неподходящей для работ и обречена на разрушение. Алебастр снискал божью милость, а халцедон вызвал гнев и был приговорен.
     В этих шумеро-ассирийских записях упоминается также 2 камня: aban rame и lf rame, "камень любви" и "камень ненависти". Очевидно верили, что эти камни были способны вызывать одно или другое из этих противоречивых чувств в сердцах их обладателей; их можно сравнить с камнями памяти и забвения, упоминаемыми в Gesta Romanorum.
     В древнем египетском захоронении в Карнаке при раскопках, проводимых Пассалака, была найдена мумия молодой женщины. По ее украшениям совершенно очевидно не только то, что она была знатного происхождения, но и то, что она была исключительно красива и умерла в расцвете лет. Волосы были красиво уложены и украшены двадцатью бронзовыми заколками. На шее было великолепное ожерелье, с бусинами в четыре ряда и многочисленными подвесками в виде божеств и священных символов; два меньших ожерелья с бусинами из золота, ляпис-лазури и карнеола; в уши были вдеты две больших драгоценных серьги в виде колец, а на указательном пальце - кольцо со скарабеем. Вокруг талии - золотой пояс, украшенный ляпис-лазурью и карнеолом, а на левом запястье - золотой браслет с полудрагоценными камнями. В саркофаге было найдено зеркальце из позолоченной бронзы и три гипсовых вазы, в одной из них сохранились остатки какого-то бальзама или духов, в другой - свинцовый блеск (сульфид натурального свинца), используемый как косметика для глаз, так же как и маленький эбеновый карандаш. Все эти предметы сейчас находятся в Египетской коллекции Берлинского Музея и принадлежат, скорее всего, к периоду XVIII Династии, около 1500 до н.э.
     Большое ожерелье, без сомнения, считалось египтянами могущественным амулетом, но ему не удалось уберечь свою хозяйку от преждевременной кончины; возможно, его свойства помогли её душе пройти испытания загробного мира. Многочисленные подвески также придавали ожерелью свойства амулета: три фигурки бога Бес из карнеола; семь фигурок бегемота-богини Таурт - тоже из карнеола и две - из ляпис-лазури; сердечко и кот из ляпис-лазури, четыре сокола из карнеола; фигурки крокодила, одна из карнеола и две - из ляпис-лазури; четыре рыбки из карнеола и 2 других из черно-белого и зеленого камней; 2 скорпиона и семь цветков из карнеола. Большая часть бусин в ожерелье - из золота, electrum, слоновой кости и ляпис-лазури и имеет кольцеобразную форму; - некоторые кольцеобразные и сферические бусины из карнеола, хризопраза и малахита и достигают в диаметре 3.5 см.
     Ожерелье времен Старой Империи (3500 до н.э.), украшенное в основном подвесками из бирюзы, в общих чертах повторяющее ibex, было найдено немецким Orient-Gesellschaft в Абусир эль-Мелек в 1905 году. Это ожерелье, части которого были найдены на шее, предположительно, молодого мужчины, состояло из округлых или кольцеобразных бусин из карнеола и раковин; из плоских, перфорированных кусочков бирюзы и миндалевидных гранатов; а также аметиста ромбовидной формы, размером 1,7 x 1,4 см. Основное украшение - бирюзовый козел длинной 1,7 см и высотой 0,9 см. Это изображение наводит на мысль о его сходстве с формами животного и птицы, изготовленными из бирюзы и найденными в индейских могилах в Аризоне и Нью-Мексико. По всей видимости, они были чем-то вроде фетиша или, по крайней мере, талисманом, хранящим владельца ожерелья от напастей.
     То, что в Египте были склонны использовать только определённые камни для таких амулетов, можно заметить из записей, сделанных в специальных разделах Книги Мёртвых. Это же касается и формы амулетов. Например, амулет, охраняющий голову владельца, обычно изготавливался из гематита в форме квадрата. Из 47 насчитываемых "сердечных" амулетов в огромной коллекции музея Каира девять изготовлены из карнеола, 4 - из гематита, 2 - из ляпис-лазури и 2 - из зелёного порфира и зелёной яшмы, что свидетельствует о том, что карнеол пользовался самой большой популярностью среди драгоценных камней. Амулеты в форме животных в изобилии представлены в этой коллекции, предлагая бегемота, крокодила, льва, быка, корову, зайца, обезьяну с собачьей головой, кота, собаку (нечто сомнительное), шакала, ежа, лягушку, ястреба, кобру и рыб; к этому списку можно добавить четырёхголового барана и сфинкса с головой барана.
     Некоторые амулеты специально предназначались для мореплавателей, и, особенно в древние времена, все, кто отправлялся в море, хотели защитить себя в своих маленьких суденышках от неистовства стихии. Отрывок из "Греческого гранильщика", написанный, возможно, в III или IV столетии нашей эры, перечисляют по крайней мере 7 амулетов, специально предназначенных для этих целей. Возможно, их количество связано с днями недели, и амулет считался наиболее действенным в отведенный для него день.
     Первый состоял из карбункула и халцедона - он охранял моряка от крушения. Второй амулет изготавливался из двух разновидностей adamas - один, македонский, походил на лед (возможно это был горный хрусталь), тогда как другой, индийский, имел серебристый оттенок (скорее всего, это был наш корунд); из них македонский ценился больше. В третьем амулете использовался берилл, "прозрачный, блестящий, оттенка морской волны" - очевидно, голубой берилл - он прогонял страх. В четвертом был druops, "белый в центре", скорее всего - разновидность агата, оберегавший от сглаза. Коралл вправлялся в пятый амулет и прикреплялся к носу корабля полосками из тюленьей кожи - он охранял корабль от волн и ветров во всех водах. Для шестого амулета был выбран камень ophiokiolus, вероятнее всего - граненый агат. Говорили, он привязывался к поясу чем-то вроде змеиной шкуры, и тот, кто его носил, уже мог не опасаться волнующегося океана. Седьмой, и последний из этих "морских" амулетов, имел камень с названием opsianos, очевидно - резиновый или битумный материал, возможно, разновидность гагата (черного янтаря); он появился из Фригии и Галатии и считался надёжной защитой для морских или речных путешественников.
     Древние трактаты о магическом искусстве говорят, что обязательно должны пользоваться амулетами те, кто осмеливается вызывать духов потустороннего мира, иначе они рискуют оказаться в их власти. В одном из этих текстов даются указания по изготовлению амулета, или phylacterion, для "похоронных дел". Берется камень со "сладким запахом", вырезается в форме сердечка и на нем гравируется фигурка Гекаты.
     Дорогой китайский амулет состоит из бриллианта, рубина и изумруда, к которым добавлены жемчуг и коралл; восточный сапфир и топаз ставятся в один ряд с рубином. Считается, что амулет с таким набором камней объединяет защитное влияние различных божеств, управляющих ими, и продлевает жизнь его обладателю. Иногда пять основных драгоценных камней заворачиваются в бумагу, содержащую имена соответствующих божеств, к которым добавляется имя Луны и 27 созвездий, или домов Луны. Такой амулет, прикреплённый у входа в дом, предназначен для защиты его обитателей.
     На языке древних мексиканцев кровь называлась водой "драгоценных камней" как квинтэссенция всего, что считается самым драгоценным. Хотя эти поэтические образы в наши дни - всего лишь красивые обороты речи, у первобытных людей они имели большое значение. Весьма вероятно, что ацтеки, как и другие древние народы, носившие драгоценные камни, верили, что они обогащают кровь, способствуют здоровью и силе, так как "кровь - это жизнь".
     Тот факт, что камни имеют половую принадлежность, утверждали как самые древние писатели, так и многие из их последователей. Обычно это следует понимать как один из поэтических способов цветного различия: более темные разновидности считались мужскими, более светлые - женскими. Теофраст, древнегреческий писатель, рассказывает, что иногда эти различия не безосновательны: он заявляет, что, каким бы удивительным это не казалось, некоторые камни способны производить потомство.
     Эта странная идея превалировала даже в XVI веке, и этому феномену самые изощрённые толкования, как, например, в следующем отрывке автора Руэ о развивающихся бриллиантах:
     Этот случай был рассказан мне одной достойной доверия леди: дама знатного происхождения, одного из знаменитых домов Люксембурга, владела двум бриллиантами, доставшимися ей по наследству. Они каким-то загадочным образом производили другие, и, кто бы ни осматривал их через определённое время утверждали, что камни производят подобных себе потомков. Причина этого (если она приемлема для философствования в этом странном случае), казалось, заключается в том, что небесная энергия в родственных камнях, определяемая некоторыми как vis adamantifica (Несокрушимая сила - лат.), сначала превращает воздух в воду или похожую субстанцию, которая после конденсации затвердевает в бриллиант.
     Говорят, что ловцы жемчуга с Борнео тщательно защищают каждую девятую жемчужину, которую находят, помещая ее в бутылочку с двумя зёрнышками риса на каждую жемчужину, и верят, невзирая на все свидетельства обратного, что эти отдельные жемчужины могут производить потомство. Обычай и суеверие требуют, чтобы каждая бутылочка затыкалась пальцем мертвого мужчины.
     Талисманные влияния учитываются при ношении драгоценностей на Востоке. 2 браслета часто носились, чтобы один орган не ревновал другому, нарушая этим равновесие всего организма. Прокалывание ушей под серьги связывалось с желанием наказать ухо за его нескромное подслушивание секретов, а дорогие серьги-украшения вставлялись в уши, чтобы утешить их страдания, причиненные прокалыванием. Ожерелья из блестящего металла с подвесками из переливающихся камней, предназначались для привлечения взгляда и защиты таким образом от таинственных и опасных влияний сглаза; т.е. ожерелье или его украшения должны были играть туже роль, что и громоотвод при электрическом разряде.
     В давние времена христианская церковь заносила в списки своих противников тех, кто носил амулеты. На Совете лаодицея, учреждённом в 355 г. н.э. в 34 каноне было установлено: священники и слуги не должны быть ни математиками, ни волшебниками, ни астрологами, они не должны делать то, "что зовется амулетами", так как последние являются оковами души, и тот, кто носит их, должен быть отлучен от церкви. Этот эмфатический приговор был не столько протестом против предрассудков per se (В чистом виде - лат.), сколько протестом против языческих суеверий, так как почти все использовавшиеся ранее амулеты имели языческие или еретические символы или надписи. Позже неискоренимая тенденция носить предметы такого рода нашла выражение в использовании символов, ассоциирующихся с христианской верой, таких как реликвии святых, медальоны, благословлённые священником и пр.
     Амулеты иудеев во многом отличались от христианских. Запрет отражения образов животных или человека в мозаиках наложил большие ограничения и на использование гравированных камней. Иудей мог надевать или носить только образы мистического или символического значения. Во времена талмуда амулеты иногда прятались в полых жезлах, наделяя их, как считалось, большой властью. Они напоминали спрятанное оружие, и говорилось: как отец может передать такой амулет сыну, так и Бог дал Закон Израилю для его защиты.
     В средневековой французской дидактической поэме Roman de la Rose (Роман о розе), написанной в XII веке, проявляются следы веры в магические свойства драгоценных камней. Чосер перевел эту поэму на английский язык в XIV столетии, и мы цитируем несколько строк из его перевода. Он описывает костюм символического персонажа, Риша:
У Риша пояс был,
На пряжке которого был камень -
свидетельство добродетели и символ могущества.
Этот камень служил любви
И, пока он держал его в руках,
Стоил всего золота Рима и Фризы.
Застежка, сделанная достойным образом,
Была из очень драгоценного камня.
Она была так забавна и могущественна,
Что могла уберечь человека
От болезни и зубной боли.
     На судебном процессе в 1232 году разбирали дело Хуберта де Бурга, верховного судьи. Одним из обвинений, ему предъявленных, было то, что он изъял из английской казны исключительно драгоценный камень, обладающий силой делать его владельца непобедимым в сражении, и отдал его Левелину, королю Уельса, врагу своего правителя Генриха III Английского (1207-1272). Возможно, это произошло в 1228 году, когда Генрих воевал с Уельсом. В средние века свято верили, что драгоценные камни могли при определённых обстоятельствах терять свою волшебную силу. Если камень попадал в руки или даже на глаза нечистым или грешникам, то он лишался некоторых из своих свойств. Были и такие, кто считал, что драгоценные камни вместе со всем созданным, были испорчены грехом Адама. Поэтому для восстановления их первоначальных свойств необходимо было очистить камни от порока и освятить. В некоторых старых трактатах сохранилось описание ритуалов для этих целей, что весьма забавно и заслуживает нашего внимания. Камни, которым необходимо было очищение, должны были заворачиваться в совершенно чистую льняную ткань и помещаться на алтарь. Над ними произносились три молитвы, и священник, служивший последнюю молитву, одетый в святые одежды, должен был дать следующее благословление:
     С нами Господь и Дух его. Помолимся. Всемогущий Бог и Отец, доказавший свою силу Илия бесчувственным созданиям; приказавший Моисею, слуге его, украсить среди всех его святых одеяний наперсник судный с 12 драгоценными камнями; показавший Иоанну Евангелисту знаменитый город Иерусалим, построенный на таких же камнях; обладающий властью поднять с камней сыновей Авраама. Мы смиренно просим Твое Величество, чтобы ты благословил и освятил эти камни своим повелением и воплощением имени твоего, как избрал Ты один из камней быть жилищем Величия Твоего сердца; чтобы были они благословенны и святы и получили от Тебя те свойства, которыми Ты наделишь их в соответствии с их природой. Да отразят они данный им тобой опыт излученного, чтобы любой мог носить их, чувствуя присутствие Твоей силы, и мог быть достойным получения дара Твоей благосклонности и Твоей защиты. Через Иисуса Христа, сына твоего, в котором твое благословение и концентрация, который живет с тобой и правит как Бог вечности. Аминь. Возблагодарим господа.
     Конрад Мегенбургский дает такое же благословение в своем Buch der Natur ("Книга природы"). Лютер рассказывает следующую забавную историю о иудее, продававшем амулеты:
     Среди иудеев существовало колдовство, и колдуны думали: "Если нам это удается, то это только на руку нам; если не удается, страдают христиане; какое нам дело до этого?.." Но герцог Саксонский, Альберт, был проницателен и хитер. Когда иудей предложил ему пуговицу, защищавшую от ран, ударов и выстрелов, герцог ответил: "О иудей, я испытаю это на тебе". С этими словами подвел колдуна к воротам, повесил пуговицу ему на шею, вынул саблю и пронзил беднягу. "А ведь меня могла бы постичь та же участь," - сказал герцог."
     Рескин, с его живым поэтическим проникновением в действие законов природы, увидел в образовании кристаллов влияние и "сердечной силы" и "постоянства цели". Таким образом он, осознанно или неосознанно, пришел к согласию с древними фантазиями, отождествляющими личностные особенности человека с драгоценными камнями. Подобно индусам, считавшим, что кристаллы несовершенной формы приносят несчастье их владельцу, Рескин видел в этих кристаллах знак врожденной "безнравственности", если мы можем использовать здесь это выражение. О кристаллическом соединении такого типа он писал следующее:
     Непрозрачный, с грубой поверхностью и зубчатыми краями, искривленный, кристалл ясно представляет человеческий образ дряхлости и бесчестья;; но самым худшим проявлением упадка и беспомощности является другой кристалл-паразит, меньшей формы, такой же нездоровый, врастающий в большой корнями с одной стороны, прорастающий насквозь и появляющийся с другой стороны или снизу в направлении, противоположном большому кристаллу. Это различие между кристаллами проявляется и в отношении чистоты субстанции. Нечистота последнего - в его воле или недостатке воли.

Взято с: http://melfo.h1.ru/magkam02.html

0


Вы здесь » Обсидиановый Замок » Кабинет алхимика » Камни как амулеты и талисманы