Камни как амулеты и талисманы
Использование драгоценных камней в качестве амулетов и талисманов упоминается во многих древних рукописях, и, как полагают некоторые ученые, именно из-за веры в волшебное могущество камней их чаще использовали как личные украшения. Конечно, сейчас очень сложно подтвердить или опровергнуть эту теорию, но даже в случае с самыми старыми текстами, мы должны принимать во внимание, что в них представлены отнюдь не первобытные условия. По этой причине некоторые исследователи предпочитали искать решение проблемы в обычаях и привычках так называемых нецивилизованных людей нашего времени; но мы не должны забывать о том, что условия, кажущиеся нам рудиментарными, являются, тем не менее, результатом долгого процесса развития. Даже если это развитие остановилось сотни или тысячи лет назад, оно всё же потребовало значительного периода времени, чтобы превратиться в обычаи, существование которых находят даже среди нецивилизованных рас. Действительно, многие нецивилизованные народы имеют очень сложные обряды и ритуалы, свидетельствующие о значительной работе мысли.
Фетишизм во всех его формах зависит от неполного понимания того, что представляет собой жизнь и сознательное существование. Таким образом, воля и мысль относятся к неодушевленным объектам. Мы можем наблюдать это у животных и совсем маленьких детей, считающих живым любой движущийся предмет. В случае с камнями, возможно, их считали жилищами духов, добрых и злых, и отбирали их по естественной форме, напоминающей животное или часть тела человека. С другой стороны, ношение того, что мы называем драгоценными камнями, скорее всего обусловлено их яркими цветами, привлекающими взгляд к владельцу драгоценностей и желанием иметь какой-нибудь отличительный знак. Эта тенденция просматривается в высшем царстве зверей, и работы по этим вопросам послужили основой теории естественного отбора.
Похоже, что в этом мы находим правдивое объяснение мотивов приобретения, хранения и ношения драгоценных камней. Так как сами по себе эти предметы неподвижны, они вряд ли внушали первобытным людям мысль о том, что они являются живыми существами; они не впечатляли своей массой, как большие камни, и вряд ли напоминали животное своей кристаллической формой. Таким образом, мы можем сказать, что древних привлекал в драгоценных камнях только цвет и блеск. Вывод о том, какой эффект они производили на первобытных людей, можно сделать, наблюдая за маленькими детьми. Ребёнок не пугается маленького, блестящего цветного предмета, который ему показывают, и с удовольствием протягивает руку, чтобы потрогать, подержать, рассмотреть яркий цветной камень. Так как предмет совершенно инертен и прост в обращении, у ребёнка нет особых оснований предполагать наличие в нем какой-то скрытой власти, способной принести вред и, таким образом, ничто не нарушает приятного ощущения, возникающего в зрительном нерве малыша от игры цвета. В этом наивном восхищении блестящими и цветными предметами ребёнок, без сомнения, является для нас примером умственного восприятия первобытного человека.
Возможно, первые предметы личных украшений легко нанизывались или связывались друг с другом, например - раковины с отверстиями, блестящие семена, мягкие камни, в которых с помощью простейших инструментов легко проделывались дырочки; а более твёрдые камни, прежде чем их стали использовать для орнаментальных украшений, сохранялись как красивые игрушки.
Бесспорно, когда камни стали надевать, появилась склонность соотносить те или иные события с их властью и влиянием. Таким образом, усилилась вера в их силу и, наконец, появилось убеждение, что в камнях живут могущественные духи. В этом случае, как и во многих других, первая инстинктивная человеческая оценка была самой верной, но потребовалось несколько веков просвещения, чтобы вернуть нам любовь к драгоценным камням только за их эстетическую красоту. Действительно, даже сегодня мы можем наблюдать власть слепых предрассудков в случае с опалом, который некоторые робкие люди едва осмеливаются носить, хотя три или четыре века назад этот камень считался сочетающим в себе все достоинства различных цветных и драгоценных камней, оттенки которых объединяются в его блеске.
Подтверждением тому, что первобытные люди собирали и хранили яркие и цветные предметы просто из-за из привлекательности, служит тот факт, что некоторые птицы, например, достопримечательность Австралии - Хламудера, похожая на ворона, после обустройства своего гнезда разбрасывает по полу пеструю гальку, напоминающую мозаичный пол. У входа накапливаются груды мелких костей, раковин, перьев и камней, принесённых зачастую из далека и свидетельствующих о том, что они собирались птицею не наугад. Странно, что эту чисто зрительную привлекательность блестящих и цветных предметов, в то же время легких и удобных в обращении, упускают из вида те, кто склонен считать, что все орнаментные узоры отбирались и хранились только из-за предполагаемых талисманных качеств.
Теория о том, что цветные и блестящие камни отбирались и хранились человеком, скорее, за их красоту, а не как талисманы, подтверждается и сообщением о том, что тюлени очень тщательно отбирают гальку, которую затем проглатывают, а наблюдатели на рыбных отмелях полагают, что камешки халцедона и змеевика (серпентина), которые они там находят, были принесены котиками.
Популярная версия происхождения слова "амулет" от арабского hamalat, означающего "нечто подвешенное, носимое", не принимается лучшими арабскими учеными; возможно, оно имеет латинское происхождение, несмотря на то, что нельзя найти полностью удовлетворяющей этимологии. У Плиния употребление слова amuletum не всегда означает предмет, носимый человеком, хотя позже оно приобретает это значение. Старая этимология, предлагаемая Варроном (118-29 до н.э.), относит amuletum к глаголу amoliri - "устранять, удалять, уносить". Возможно, это значение не совсем согласуется с современной филологией, но имеет все же некоторое смысловое сходство, так как амулет отводит или устраняет опасность. Слово "талисман", которое не использовалось в классические времена, без сомнения, происходит от арабского tilsam, которое, в свою очередь, берёт начало от τελεσμα, значавшего у поздних греков "посвящение" или "заклинание".
Отмечено, что в раннем каменном веке нет следов каких-либо идолов или образов; нам мало известно об искусстве этого периода. В позднем каменном веке доминирующее влияние приобрели совсем другие идеи, и большинство предметов пластического искусства имеет религиозное значение. Это, очевидно, вытекает из концепции о том, что каждый образ живого предмета поглощает часть сущности этого предмета, и эта концепция, хотя и примитивная, всё же несет в себе элемент развития. Это правило в основном применялось к амулетам, которые затем украшались, насколько это позволяло первобытное искусство, дабы быть достойным жильём добрым духам, оживляющим их и дающих силу.
Любопытный идол из Хуаилу, Новая Каледония, есть в коллекции синьора Джильоли. Это - каменная фигурка, имеющая грубое сходство с человеческим органом. Легко понять, что этот предмет считался обителью духа и, по мнению людей более цивилизованных, чем аборигены Новой Каледонии, должен был внушать суеверное благоговение подобным племенам.
На протяжении средних веков, вплоть до XVII столетия, в талисманные свойства драгоценных камней верили высшие и низшие, принцы и крестьяне, образованные и невежды. Однако оттенок скептицизма проявлялся и у одних, и у других, как, например, в знаменитом ответе придворного шута императора Карла V на вопрос: "Какими свойствами обладает бирюза?" "Хм, - ответил он, - ну, я думаю, если бы Вам случилось упасть с высокой башни и в тот момент у Вас на пальце был бы перстень с бирюзой, то камень бы остался цел".
Доктрина симпатии и антипатии находит выражение и в вере в то, что сама субстанция некоторых камней подвержена изменениям в связи с состоянием здоровья и поведением владельца. В случае болезни или приближения смерти камни тускнеют, темнеют яркие цвета; измена или вероломство производят тот же эффект. Что касается бирюзы, объяснение может быть вполне прозаическим: камень подвержен определённому влиянию кожной секреции; но из-за популярного суеверия то же обнаружили и в рубине, и в бриллианте и в других камнях, на самом деле не обладающих такой чувствительностью. Подобным образом можно дать объяснение распространённой идее о существовании скрытой симпатии между камнем и хозяином. Удачно отражена эта идея Эмерсоном в строках из его "Амулета":
Дай мне амулет,
хранящий твои мысли -
Красный или розовеющий, когда ты любишь,
и, когда не любишь, бледный и голубой.
Персидская легенда о происхождении бриллиантов и драгоценных камней гласит, что на Востоке на эти прекрасные предметы смотрели как на источник великого греха и печали. Утверждалось, что, когда Бог сотворил мир, он не создал таких бесполезных вещей, как золото, серебро, драгоценные камни и бриллианты; но Сатана, всегда стремившийся посеять зло среди людей, пристально следил за желаниями и страстями человеческого разума. К своему великому удовольствию он заметил, что Ева страстно любит красочные цветы, растущие в Саду Эдем, и попытался имитировать их цвета и яркость вне земли - так появились драгоценные камни и бриллианты. Впоследствии жадность и алчность, ими вызываемые, стали причиной многих несчастий и преступлений.
Если бы люди захотели признаться в своих настоящих верованиях, век нынешний представил бы нам столько же примеров веры в амулеты, сколько и любая другая эпоха. Но ложная стыдливость мешает человечеству до конца постичь истинный смысл этих предметов. Мы, скорее всего, улыбнемся, услышав, что многие из солдат Австро-Прусской войны 1866 г. носили на себе амулеты и что великий маршал времен Крымской кампании Канробер верил в их оберегающую силу. И, конечно, русская армия во время Русско-Японской войны была широко снабжена амулетами, религиозными медальонами или иконками, наделёнными особой силой и благословением священника.
Во всех этих случаях не сам по себе предмет, но идея, которая за ним стоит и которую он несет в себе, даёт веру его владельцу, и в этом смысле ношение талисмана уже не является подтверждением слепого суеверия. Тенденция придавать материальную, видимую форму абстрактной идее уходит так глубоко корнями в человеческую природу, что должна рассматриваться как удовлетворение человеческих нужд. В редком случае мы довольствуемся чисто интеллектуальной концепцией, она должна иметь какую-то внешнюю, ощутимую и видимую форму, чтобы производить больший эффект.
Хотя при поверхностном рассмотрении это походить на фетишизм, но использование знаков и символов есть нечто радикально и абсолютно отличное. Зная, что символ сам по себе - ничто, мы также знаем, что он имеет реальную силу при соотнесении его с идеей, которую он олицетворяет.
Какое сверхтонкое чувство делает некоторых женщин способными наделять свои драгоценные камни индивидуальностью, заставляет почувствовать, что эти холодные безжизненные предметы играют какую-то роль в человеческих эмоциях? Французский писатель Катюль Мендес рассказывает, что носит столько колец, сколько возможно, так как камни обижаются, когда ими пренебрегают. Он продолжает: "У меня есть рубин, который тускнеет, 2 бирюзы, которые становятся бледными, как смерть, аквамарин, который выглядит, как глаза сирен, наполненные слезами, когда я не вспоминаю о нем слишком долго. Как грустно было бы мне, если бы камни не любили покоиться на моём теле."
В 1909 году очень красивый и любопытный предмет был найден в месторождениях опала в Австралии. Это - скелет рептилии, походящий на небольшую змею, превратившийся в опал под влиянием естественных процессов. Совершенный во всех деталях, наделённый поразительной игрой цвета, этот образец работы Природы обладает красотой, превосходящей все изделия человеческих рук. Как амулет он, конечно, своеобразен и в древние времена стоил бы невероятно дорого - фигурка змеи была излюбленным символом медицины; даже сейчас нет сомнений, что за этим странным предметом будут охотится коллекционеры, и особенно привлекателен он будет для тех, кто интересуется оккультными науками, ценит поэтическое и, быть может, мистическое значение формы, знака и символа.
Взято с: http://melfo.h1.ru/magkam02.html